Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Дневники ученого кота

  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:35 

Яна Франк. "Муза и чудовище".

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.


Очень дорогая мотивационная книга, которая должна была стать хорошей статьей по тайм-менеджменту.

читать дальше

Кому: для новичков в планировании.
Читать: сложно.
Полезность: средняя.
Цена: неадекватна.

@темы: заметки на полях

19:30 

Хлам

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Удивительно, что труднее всего избавляться от ненужного.

Сейчас в комнате стоят два огромных пакета с одеждой, на полу громоздятся две полки книг, а мусорное ведро до краев полно волос. И все это правильно, все лишнее. Старый цвет волос. Недочитанные книги. Забытые на годы вещи. Я давно подумывала о каждой, но не решалась.

Почему так сложно взять в руки вещь и не просто признать, что не надевал ее больше года, двух, шести или вовсе никогда, но сказать: я отдам. Не только ведь в скопидомстве дело. Да, оправдания для себя в том, что там уже дыры, нет, почти все новое. Только это больше не о рачительности.

Скорее уж, когда берешь старую кофту, забытую книги, смотришь в зеркало на рыжину, труднее всего признать, что мечта не сбылась.

Если вдуматься, то не так уж много всего появляется случайно и нечаянно через подарили и прочая. Большее ты выбираешь сам. Смотришь и думаешь – хочу, чтобы волосы сияли. В этом я, наверное, буду принцессой. Такие отзывы, такая толстая! – я дня два буду прятаться в чудесном мире, проживу еще жизнь.

А потом оно просто не случается. И рыжий это просто цвет, это не лучи солнца. Кофта даже вроде к лицу, но это явно не волшебная мантия, а рабочая роба вполне здешнего мира. А книга оказывается скучной, унылой или избыточной.

И тогда оно оседает на полках, в чемодане и сундуке. И взять и попрощаться трудно.

Ведь отдать надо не вещь, нет. Попрощаться придется с мечтой.

@темы: ex tenebris

URL
22:08 

Моменты

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Однажды я пообещала себе – больше никаких фотографий в путешествиях.

Мне казалось это очень мудрым решением, если честно. Смотреть здесь и сейчас, не пытаться найти лучшие кадры и унести с собой в далекое суррогат чувств и впечатлений. Проникаться моментом. А, может, и оказаться для самой себя глубже обычного туриста, который обегает все красивые места и смотрит только сквозь объектив фотоаппарата.

В общем, меня бросило от этого в другую крайность; увлекаться идей вообще очень легко.

читать дальше

@темы: ведро солнца

URL
22:46 

Когда-нибудь я научусь молчать

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Вокруг столько всего, что можно продать только мечту.

Слишком избыточный мир, слишком несовершенный. Обещания даются и не выполняются, чтобы отличать одну вещь от другой, нужно часто приложить усилия. И различить их удастся не по сути, а, часто, по обещанию как раз, по надежде.

Это если про суть позиционирования в двух словах.

Оно о том, чтобы языком символов, ритмом слова, не говоря прямо, зацепить крючочек в душе, о котором до человек и не думал. Интересная работа могла бы быть, да. Но она, как и любое другое творчество, требует запредельного уровня честности. Перед собой, конечно. Иногда забываю, что это сложно.

читать дальше

@темы: байки из шкафа

URL
21:03 

lock Доступ к записи ограничен

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Записи про работу. Пока что только для тех, кого я хорошо знаю.

URL
21:00 

Что-то

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Писать сложно не когда ничего не происходит – тогда в этом находишь некую отдушину и держишься за неё крепко. Трудно писать, когда событий много. Когда захотелось, но снова не успел, отложил, спрятал в сундучке памяти, чтобы вернуться вечером, но к вечеру тебя уже так далеко унесло от всего этого, что сесть и начать писать странно и даже нелепо.

Как далеко она, та, которая тут писала еще летом?

Я уже даже не знаю. Вроде бы далеко, справа и много, много лет за спиной. А будто и тут, никуда и не уходила. Ей есть теперь кому рассказывать, но все-таки хочется вернуться сюда и писать.

И, пожалуй, я буду.

@темы: ex tenebris

URL
00:06 

О времени

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Опять глубокая ночь. Я выключаю музыку, чтобы застыть в ней наедине с собой, чтобы прислушаться и подобрать слова.

Семь лет - большая разница. Особенно, когда ты старше.

Но это так мало - опоздать всего на семь лет, когда думаешь о том, что можно опоздать на век или на два. Или поспешить. Потому что есть целая бездна времени в обе стороны, чтобы никогда не встретиться, не узнать друг друга, не коснуться вот так вот. И так страшно думать о том, что могло быть иначе. И такое счастье понимать, что он есть на расстоянии вытянутой руки, телефонного звонка, поездки. На расстоянии в километрах - ведь оно преодолимое.

читать дальше

@темы: и все, все, все...

URL
18:59 

Ощущение присутствия

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
- Телефон с собой брать не буду - пусть отсутствие возможности позвать на помощь отрезвляет голову. А то кувыркнусь на лестнице и меня уже не будет греть, что кто-то посчитает меня коммунистом. А вот Викторию буду. Если уж влипать в историю, то не в одиночестве.

- А ты собираешься влипнуть в историю?

- Нет. Но разве ты когда-нибудь возвращался домой таким же, которым выходил?

читать дальше

@темы: и все, все, все...

URL
22:50 

Тихая ложь

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Опасность нашего времени не в том, что на земле живет кучка безнравственных людей, авантюристов, бандитов и разбойников. Эти отбросы общества существовали всегда; случалось даже, что из низов выходили великие люди. Особая опасность нашего времени в том, что ныне писатели искренне уверены, что, оправдывая аморализм, мягкотелость, закон джунглей и безобразное искусство, поступают мужественно. Меж тем ничего героического тут нет; это самый пошлый конформизм. Опасность, по словам одного из ваших ровесников, состоит в том, что "вместо философского учения нам предлагают заклинания, вместо литературной школы - правила пунктуации, вместо религиозного возрождения - аббатов-психоаналитиков, вместо мистики - абсурд, вместо счастья - комфорт", -

Андре Моруа, "Открытое письмо молодому
человеку о науке жить".

@темы: заметки на полях

URL
13:54 

Издержки планирования

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Вещи для путешествий, которые набираются по мнимой будущей нужде, а потом делают заложником своего хозяина; как это – взять купальный костюм и ни разу его не использовать, путь море и холодно, и бурно. Они тянут за душу точно гири и оставляют навязчивое чувство недоделанности, незавершенности, неудачи.

Учиться, учиться отряхиваться от не воплощенных планов и наслаждаться доставшимся.

@темы: всякие вопросы бытия

URL
19:33 

Обманка

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
В Саратове в конце августа жара выдыхается. Нет, по меркам многих других городов это еще лето во всей красе – короткие платья, много солнца, лотки с мороженным через каждые тридцать метров, но вот палить так, что асфальт под каблуками проседает, перестает, и можно даже не запечатывать на день окна. Ложишься спать и больше не хочется скинуть ночью не только саму кожу, но и простыню.

Вечера становятся томными.

Густой запах настоявшейся за день листвы оседает в неподвижном воздухе, прижатый уже не выжигаемой за день влагой. Выглянешь погулять, когда стемнеет, и не чувствуешь своего тела – ни ветерка вокруг, ни разницы температур. Будто гребешь в теплом густом молоке. И улицы кругом пустые.

Если в такой момент закрываешь глаза, то невозможно понять, движешься или стоишь на месте. Окружающее никак не откликается, тело сжимается до самого себя и только чувствуешь, как перекатываются под кожей мускулы.

Вязнешь в реальности как муха в янтаре.


читать дальше

@темы: ex tenebris

URL
19:33 

Спокойно

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Главная ошибка, которую делает читатель при контакте с фанфикшеном и масслитом, - убеждение, что эти истории пишут для того, что рассказать.

По большей части их пишут, чтобы примерять.

Как только понимаешь это, пропадает любое желание спорить и критиковать, ведь эти тексты нельзя относить к литературному творчеству. Значит, невозможно и применять к ним понятия композиции, принципы сюжетообразования и, иногда, даже вопросы языка. О проблематике рассуждать и вовсе смешно.

Было бы рассказано задорно или хотя бы вкусно. А уже если еще необычную идею положили, то можно сделать вид, что пальчики оближешь, лучшее блюдо в жизни. Или даже демонстративно посмаковать моменты.

Главная ошибка автора фанфикшена и масслита – вообразить, что его оценивают критически, и на основе сладких отзывов довольно кивнуть, что все, я - мастер.

Но и это тоже только в том случае, если такой автор хотел бы, чтобы к его историям возвращались.

@темы: луна и грош

URL
11:10 

Первый закон волшебства

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Мне снится, что магия – это не сила природы, а способность ума.


Глазами молодой женщины я вижу, как с каждым днем все медленнее и медленнее двигаются фигурки на живой фотографии, которую потеряла моя сестра много лет назад. Последняя моя слабость – сбереженный кусочек нездешнего мира, я нахожу в щели между комодом и стеной при переезде. А однажды останавливается, замирает и перестает быть окошком. Теперь он превратился в безвкусную стилизацию под винтаж, в людей в нелепой одежде.


читать дальше

@темы: между волком и собакой

URL
00:38 

Улыбка

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Я сижу между Димой и Мишей. Бьется музыка, все смеются и я сама смеюсь, смеюсь тем старательнее, чем больше чувствую себя лишней.

читать дальше

@темы: и все, все, все...

URL
13:56 

Непримиримая полярность

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
И все-таки почему-то ищут не взаимопонимания, а различия, когда доходит до дела. Обособляются, спешат провести границы, не уточняя. Это особенно заметно в мелочах.

Два человека – один выбирает пиратов, другой космооперу. О чем им говорить, кажется? А если расспросить, то нередко выходит то, что оба любят свои жанры за дух приключений, за путешествия, за маленький сплоченный мирок команды. Конечно, антураж предпочитают различный, но ведь настрой и порыв созвучны. И все-таки цепляются за различия, а не за сходства.

Вечный спор DC и Marvel еще любопытнее. В общем-то и там, и там – комиксы, выбор особого языка графической новеллы и его характерной условности. И опять же шутки и иллюзия, что «свой» будет понятнее, ближе.

Хотя – иллюзия.

Даже в одной и той же истории, если начать углубляться в детали, два человека могут видеть и искать совершенно непересекающиеся вещи. Кто-то определенный смысл, кто-то удовлетворение потребности, кто-то красивый сюжетный ход, кто-то вдохновляющего персонажа. Когда между ними доходит до дела, то им проще, конечно, обсудить повороты и факты, но по духу они все равно остаются друг для друга дальше, чем если бы пошли и узнали того, кто на первый взгляд выбирает другие игрушки.

Но – не спрашивают. Почему не спрашивают?

И это, конечно, не специфика фандомов. Просто на них, как и многое другое, нагляднее и заметнее.

@темы: и все, все, все...

URL
02:05 

Мотивация к работе

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Я недавно еще не могла с уверенностью ответить на вопрос, почему с важными персонажами никак нельзя ограничиваться только несколькими ключевыми эпизодами. Понимала интуитивно – мало, а отчего мало, никак не могла назвать.

Ведь вроде бы для создания персонажа достаточно этих двух-трех-четырех значительных событий. Если всмотреться в них внимательно, оценить не только произошедшее, но и то, почему оно случилось, приглядеться и установить мотивации, почему персонаж вел себя именно так и к чему в итоге это его приведет в дальнейшем… Вот же он, характер.

Зачем же тратить тогда часы и дни на дальнейшую разработку?

К чему описывать годы, детали, части, которые нельзя потом будет вставить в рефлексии, и так проблематично окажется поместить в диалоги?

Да потому, что определение характера не означает его создания.

Когда садишься и узнаешь, откуда человек вышел – кто были его родители, а значит, на основе кого он строил свое дальнейшее, когда чутко прослеживаешь путь формирования, отвлечения и узнаешь малейший переломный момент, то начинаешь ощущать его живым. С абсолютной точностью понимаешь, как он себя ведет и тогда-то… Тогда-то становится невозможно соврать даже случайно – у него начинается воля.

Если же для главных персонажей допустить только схематическое обоснование с парой ключевых моментов, то образуется вакуум в силу значительности их присутствия в тексте. Та пустота появляется, которая не терпит самой себя.

И место красной нити судьбы в таком случае займут шаблоны.

Характеры невольно станут похожи на знакомых в лучшем случае и станут совершенно картонными и типичными в худшем. И автор этого даже не заметит: он просто проставит в процессе письма нечто привычное и подсознательно ожидаемое.

@темы: рабочая тетрадь

URL
01:27 

Мои институты

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Да, я рассказываю им. Обжигаюсь и снова рассказываю. И мне самой пока неясно, чего в этом больше - отчаянного поиска любви или не менее горячей потребности в признании своего существования. И дальше мне больно, мне почти всегда больно.

И все-таки сегодня я могу не согнуться, не спрятаться, а оценить то, что мне оставляют.

Могу посмотреть с улыбкой и сказать - я понимаю, почему ответы такие. И это осознание лишает меня гнева, возмущения, отрицания. И признание собственной горечи, принятие ее, анализ вдруг открывает еще одну грань человеческого сердца, еще одну капельку понимания. И боль проходит, а понимание остается навсегда.

Еще немного мудрости в копилку брошено. Копеечка, но этого, право, достаточно.

@темы: и все, все, все...

URL
01:10 

Приходи на меня посмотреть

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Интересно, что выставлять законченные произведения, конечно, волнительная штука, но выставлять идеи – интимная.

Когда книга закончена, то все, что требовалось рассказать в ней, давно уже отгорело и отболело. Отпустило и не сжимает больше горло, не тревожит душу. Становится важно, как примет тебя читатель, услышит ли, посчитает ли рассказанные истории важными, а слова точным. Нельзя не следить за ее дальнейшей судьбой и так легко расстроиться разгромному злому отзыву!

И все-таки это будет не больно.

Показать кому-то идею – все равно что выйти нагишом. Без одежды слов, подчеркивающей сильные черты, без подогнанного кроя композиции, замаскировавшего недостатки, выделяющего главное. Не в том, что передает идею, явиться, но в том, что есть самая твоя суть. Рассказывая идею, обнажаешь самое себя в натяжении чувствительных струн, задетых нервов.

Потребность быть понятым толкает открывать идеи.

И именно эта потребность обычно не способна удовлетвориться. То, что в голове твоей уже стоит стройной картиной, еще не сведено до общих образов, знакомых всем и потому понятных каждому. Нет, не увидят мир твоими глазами почти наверняка, и в этом непонимании, непонимании пусть самом мягком, самом тактичном, самом уважительном – именно там настоящая боль.

И, боже мой, какое человеческое желание – рассказать себя!

Какое человеческое, какое глупое, какое неосторожное, какое подавляющее.

@темы: луна и грош

URL
19:55 

Реальность смазывается

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
На полигон завезли что-то новенькое и утром я проснулась от того, что диван подпрыгивает, пихает меня в спину, а теперь вот, кажется, начинаю понимать слова "и земля ушла из-под ног". Так дергается все разом, и окно, и цветы, и занавески, и сами стены, будто сам дом испуганно отшатывается в угол, а потом тем же стремительным росчерком возвращается обратно. Да и самой хочется отпрыгнуть, хотя к пулеметным очередям тут привыкли даже соловьи.

@темы: вино из одуванчиков

URL
17:41 

Мотивация персонажа

Белинский, хоть и критик, но человек был неглупый.
Мне совсем не нравится балансировать.

Если только набросать для персонажа каркас побуждения и тотчас же отпустить его на свободу, нырнуть в текст и двигаться вперед, требуется огромный талант не соврать, не оступиться, найти. Нащупать то единственно правильное для него звучание, без которого начинает мотать его из стороны в сторону и он стремительно теряет определенность и осязаемость. Невероятное понимание требуется, чтобы расширять его такого от функции сюжета до живого и самовольного.

Очень сложная работа это – чувствовать. И я предпочитаю узнавать.

Выстраивать для заглавных целую жизнь, которая в общем-то прямо звучать нигде и не будет, но позволит не чувствовать, но знать их. Прослеживаю все болевые точки, поворотные моменты, самые драгоценные воспоминания и страшные кошмары, чтобы замечать, как рождается шаг за шагом характер и именно в том, каким он складывается, и начинается судьба.

читать дальше

@темы: рабочая тетрадь

URL
главная